Пятница, 26.04.2024, 14:46
Приветствую Вас Гость | RSS

      
Сайт учителя начальных классов ГБОУ лицея №1598 г.Москвы
Скворцовой Татьяны Валерьевны

Категории раздела
СТАТИСТИКА

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ПОЛЮБИТЬ ЧТЕНИЕ...

«КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПОЛЮБИТЬ ЧТЕНИЕ»

(10 советов психолога)

 

Вы замечаете, как редко теперь можно встретить читающих людей, например, в транспорте?

А ведь, казалось бы, сейчас, с появлением многочисленных электронных «читалок», все стало гораздо проще: проще достать нужную книгу, проще носить ее с собой не в виде пудового тома, а в виде миниатюрного устройства. Только вот почему-то большинство предпочитает погонять какой-нибудь шарик или пострелять на этом же устройстве. Так проще. Думать не надо.

 

Чтение — это процесс, требующий труда. Ведь нужно не только сложить буквы в слова, а слова в предложения, но еще понять и смысл. А главное, создать в собственном сознании образ прочитанного. Для человека, особенно ребенка, привыкшего получать готовые образы из телевизора, это трудная работа, ведь воображение у него не тренированное.


 


            Часто  чтение книг из обязательной школьной программы воспринимается ребенком как бессмысленный и тяжелый труд. Как же нам решить эту задачу, как помочь ребенку полюбить литературу, получать от нее наслаждение? Ведь у людей, которые не читают, беднее речь, не развито воображение, и, как правило, пишут они менее грамотно.



Вот  9 советов, которые, по мнению психологов,

должны помочь ребенку полюбить чтение:


1. Прежде всего, создайте в вашем доме культуру чтения.
            Если ребенок не видит Вас, получающих  удовольствие от книги, то и сам он вряд ли станет активным читателем. Ведь детей учат не наши слова, а наши поступки.


2. Семейное чтение вслух.

            По возможности, вовлеките в это занятие других членов семьи. И читайте друг другу. Выберите книгу на тему, которая интересна вашему ребенку. Кстати, подумайте, а хорошо ли Вы знаете его интересы?
            Ребенка пока не просите Вам читать, пусть только слушает, если сам захочет. Вы можете просто сказать ему: «Папа нашел очень интересную книгу про... (любимая тема ребенка) и хочет мне почитать. Если хочешь, ты можешь тоже послушать».

            Пусть один из родителей прочитает интересный отрывок книги. А затем взрослые могут между собой начать обсуждать прочитанное. Спросите ребенка, а что  думает он?      

Благодаря этому занятию Вы и сами получите удовольствие, и улучшите домашнюю атмосферу, и покажете ребенку, что чтение — это достаточно интересный процесс.  Кроме того, во время слушания у ребенка развивается творческое воображение, которое поможет ему в дальнейшем.  

И, не жалейте времени на чтение вслух ребенку. Это не только приобщение к чтению. Это моменты близости, которые Вы будете вспоминать, когда ребенок вырастет.

 

3. Дефицит и вызов.

            На начальном этапе приучения к чтению очень важно делать это невзначай, без каких либо объяснений, назиданий и просьб к ребенку почитать самому. Лучше, наоборот, создайте ощущение дефицита и труднодоступности заинтересовавшей книги. Если ребенок ее попросит, Вы можете ответить: «Я сама хочу еще почитать. Ладно, я дам тебе эту книгу, только ненадолго, мне очень хочется самой узнать, что там дальше. Да и ведь тебе еще уроки делать надо».
Вы даже можете добавить, что ребенок пока маловат для этой книги, что он не все поймет. Такой вызов побудит многих детей доказать, что они уже умные и взрослые.
В этом подходе самое важное, чтобы Вам самим была интересна эта книга, ведь иначе ребенок мгновенно почувствует фальшь.


4. Рисуйте иллюстрации.

            Особенно, пока ребенок маленький, рисуйте вместе с ним иллюстрации к книге, которую Вы ему читаете. Большинство детей с удовольствием рисуют, а особенно, если Вы поможете. Это привлечет дополнительное внимание и любовь к книге, даст возможность обсудить, что ребенку запомнилось, впечатлило. И будет способствовать развитию воображения.

5. Начинайте с легкого и интересного.

            Сначала определите для себя, зачем Вам, чтобы ребенок читал?

            Чтобы мог осилить школьную программу, и Вам бы не было за него стыдно? Или Вы хотите заинтересовать его чтением как источником радости, интереса и знания?
            Вначале предлагайте ребенку книги, которые будут для него развлечением и радостью. Которые ему будет легко читать, по возрасту. Пусть это будут приключения, фантастика, рассказы о животных или о первой любви — лишь бы ребенку было интересно. А уж когда он полюбит чтение, тогда можно будет предложить ему что-то более серьезное и трудное.

            Нам, конечно, хочется, чтобы ребенок был хорошо знаком с классикой. Но школьная программа предлагает, например, «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева. В результате чтение трудных, малопонятных произведений, да еще и написанных для взрослых, и больше двух веков назад, может вовсе отбить желание у начинающего читателя.


6. Читайте произведение заранее, до того, как его будут разбирать в школе

            Нередко на уроках литературы долго анализируется произведение (в 5-х классах и старше), что часто отбивает интерес к изучению конкретного произведения.
Поэтому, пусть лучше ребенок прочтет, например, «Преступление и наказание» как детектив, а уж потом его разберут по косточкам на уроке.

7. Читайте произведение одновременно с ребенком.

            Когда ребенку нужно прочитать большое серьезное произведение, например, «Война и Мир», начните читать с ним одновременно. Вы и сами получите удовольствие, возможно, упущенное в школьные годы по вышеназванным причинам, и сблизитесь с ребенком, станете единомышленниками. Делитесь с ним своими находками и размышлениями, объясняйте трудные места.

8. Приобретите ридер.

            Желательно с минимальными возможностями играть в игры. Тогда у Вас всегда будут с собой интересные книги. И в любой момент — в транспорте, в очереди - вы сможете почитать ребенку. А когда он захочет — подарите это полезное развлечение ему.


9. Никогда не используйте чтение как наказание или условие для чего-то другого!!!

            Нельзя говорить ребенку: «Вот прочтешь главу, тогда разрешу посмотреть телевизор». Это приучит ребенка к мысли, что чтение само по себе — процесс неприятный. Чтение должно упоминаться только в контексте удовольствия и интереса.

Категория: Мои статьи | Добавил: TatyanaValeryevna (30.03.2015)
Просмотров: 384 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ПОИСК
СЕЙЧАС
СКОРО
Осталось...
ДЛЯ ВАС

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz